Основные причины социализма - СОЦИАЛИЗМ

Поражение социализма в СССР и странах-членах СЭВ явилось величайшим регрессивным событием конца ХХ века. Оно имело множество последствий как в республиках бывшего СССР и странах Восточной Европы, так и для мира в целом, включая войны в Югославии, Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии.

Между тем, переход человечества от капитализма к социализму исторически неизбежен, и данное поражение нужно считать, конечно, временным. Капитализм, прежде чем стать господствующим государственным строем, также терпел поражения после буржуазных революций в Англии и во Франции.

Одной из основных причин поражения социализма в СССР, по мнению автора, явилась недостаточная разработка политической экономии социализма. Это послужило побуждающим мотивом для проведения углубленного анализа, результаты которого изложены в [1] и отражены в настоящей статье.

Одновременно, были и другие причины, о которых также будет сказано. Основоположники научного коммунизма К. Энгельс сделали глубокий анализ капиталистического способа производства, обосновали закономерную замену его социалистическим, а затем коммунистическим общественным строем, и указали основные черты коммунистического общества.

В отношении социалистических государственного устройства и экономики ими отмечены лишь отдельные моменты общего характера. Экономическая база для социалистических производственных отношений в этих странах была уже подготовлена. Так это произошло сначала в России СССР , а позднее в Китае, Вьетнаме и ряде других стран. Эта тенденция или даже закономерность, выявившаяся в ХХ веке, чрезвычайно важна для теории социалистической экономики, включая политэкономию.

Экономика страны в этот период будет существенно отличаться от социалистической и, тем более, от коммунистической. С другой стороны, следует ожидать большого разнообразия конкретных путей становления социализма в отдельных странах, ввиду различия их экономических и природно-климатических условий, культурного уровня и традиций народа, международной обстановки и др. Некоторые из этих различий применительно к СССР и КНР будут отмечены в статье.

Однако, эта теория находится еще в стадии формирования из-за отсутствия достаточного практического опыта. Прояснение этих положений, собственно, и являлось главной целью нашего анализа. Социалистическое производство не зарождается в недрах капиталистического, его необходимо создавать целенаправленно после свершения социалистической революции. Впервые такая революция произошла в октябре г.

Советский Союз явился первой страной, наиболее продвинувшейся в строительстве социализма, поэтому его опыт составил основу положений политэкономии социализма, описываемых в статье. Основоположниками марксизма были указаны лишь отдельные важные черты экономики социализма и коммунизма, зачастую без четкого разграничения первого и второго. Практические пути и методы построения социалистического народного хозяйства были неизвестны.

Имелись различные представления о роли планирования, функциях денег, ценообразовании, оплате труда, продуктообмене, взаимоотношениях города и деревни, распределении предметов потребления и многом другом. Практический опыт приобретался постепенно в процессе восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства страны. Одновременно прояснялись и теоретические положения.

План ГОЭЛРО, НЭП, денежная реформа гг. Затем последовали разработка сначала годовых, потом пятилетних планов индустриализации страны с созданием механизмов формирования государственного бюджета и финансирования строительства, совершенствованием ценообразования и оплаты труда.

Коллективизация сельского хозяйства способствовала резкому сокращению рыночной стихии и охвату продукции и потребностей села народнохозяйственными планами. Одновременно интенсивно повышался образовательный и культурный уровень трудящихся, создавалась широкая сеть учебных заведений по подготовке необходимых специалистов, а также медицинских, культурно-просветительных, спортивных и других учреждений. После чрезвычайного, героического и трагического предвоенного, военного и восстановительного периода гг.

Это сделано в работах [2,3], которые послужили одним из главных материалов для нашего анализа. Максимально использованы, естественно, труды К. Ленина, относящиеся к социализму, как первой фазе коммунизма. Основные результаты проведенных исследований и анализа, которые кратко будут изложены ниже, можно разделить на три группы: Будут указаны также проблемы и вопросы, требующие дальнейших более глубоких и специализированных исследований. В представлениях классиков марксизма социализм — это бесклассовое общество с достаточно высокими уровнями развития обобществленных производительных сил, материального благосостояния, образования, культуры и сознательности трудящихся.

Социализм невозможен в бедной стране с малограмотным и непросвещенным населением. К Маркс и Ф. Энгельс об этом не писали, так как предполагали свершение социалистической революции в передовых промышленно развитых странах.

Второе обстоятельство относится к открытой К. При этом смена происходит после того, как производительные силы достигли предела своего развития, возможного при предыдущей формации, и создали, одновременно, материальные условия для производственных отношений последующей формации. Данная закономерность является объективной, отражающей глубинные процессы научно-технического, социально-экономического и духовно-психологического прогресса человечества. Она подтверждена всей предыдущей историей стран, достигших высокого развития производительных сил при капиталистической формации.

Согласно этой закономерности смена капиталистической формации на более высокую может произойти лишь в развитых передовых капиталистических странах, где созданы материальные условия, как минимум, для социалистических производственных отношений для коммунистического общества требуется еще более высокое развитие производительных сил.

Свершение социалистической пролетарской или народно-освободитель-ной революции в слабо или относительно слабо развитой стране противоречит рассматриваемой тенденции. Однако, опыт ХХ века свидетельствует, что разрыв в экономическом развитии между передовыми и отсталыми странами лишь возрастает.

Можно ждать до бесконечности и не дождаться. Империалисты передовых стран находят все новые формы эксплуатации народов слаборазвитых стран. Единственный выход для этих народов в освобождении революционным или каким-то другим путем от империалистической эксплуатации с переходом на социалистический путь развития.

Это также следует считать закономерным неизбежным. Но социалистические производственные отношения невозможны в экономически слабо развитой стране! Как же разрешить это противоречие? Оказалось, что в отсталой аграрной стране со слаборазвитой промышленностью и низким уровнем образования, культуры и сознательности населения после победы пролетарской революции нужно сохранить капиталистический способ производства или вернуться к нему , но под контролем советского народного государства и в интересах трудящихся.

Россия СССР первой столкнулась с таким противоречием в начале х годов, И. Этому способствовала, конечно, реальная обстановка в стране в то время, и сама жизнь подсказывала практические способы ее улучшения, например, замену продразверстки продналогом и сдачу в концессию добычи природных ресурсов.

Дореволюционная Россия была лишь относительно отсталой страной, она обладала определенным промышленным и интеллектуальным научно-техническим, культурным потенциалом. Соответственно, допущенный капиталистический способ производства частно- и государственно-капиталистический сектор экономики просуществовал в СССР менее 20 лет. Гораздо сложнее ситуация в Китайской Народной Республике, которая к моменту ее образования г.

Сначала она довольно успешно развивалась, благодаря помощи СССР, но в е годы эта помощь прекратилась, и до конца х годов экономика КНР находилась в трудном положении при продолжавшемся росте ее большого населения. Быстрое развитие экономики Китая началось в е годы с проведением реформ под руководством Дэн Сяопина.

Реформы состояли в допущении рынка и предпринимательства, частной собственности, привлечении иностранных инвестиций, широком развитии внешней торговли и т. Приватизация, подобная российской в е годы, не проводилась. Можно полагать, что Дэн Сяопин, находившийся в то время на учебе в СССР, хорошо знал работы В.

Он неоднократно подчеркивал, что реформы проводятся в целях и на пути построения социализма. На протяжении более 30 лет КНР демонстрирует темпы развития экономики, превышающие темпы всех остальных стран мира и сопоставимые с темпами развития СССР в е — е годы. По абсолютному объему ВВП Китай вышел на второе место в мире после США.

Развитие экономики КНР осуществлялось и осуществляется по 5-летним планам. Наряду с быстрым развитием частно-капиталистического сектора практически с нуля в е годы , развивается и государственный сектор экономики. Благодаря планомерному развитию государственного сектора и общему централизованному управлению экономикой, достигаются устойчиво высокие темпы роста экономики.

На последнем XVIII съезде Компартии Китая подтвержден курс на строительство социализма, однако предстоит еще решить много проблем и преодолеть многие трудности. Превратить страну в богатое, демократическое, гармоничное социалистическое государство предполагается лишь к году, то есть еще несколько десятилетий будут создаваться материальные условия для социалистических производственных отношений.

Это и неудивительно, если учесть степень бывшей отсталости Китая и численность его населения. Таким образом, свершение социалистической революции с завоеванием государственной власти пролетариатом трудящимися в экономически отсталых странах нужно считать необходимым условием преодоления их отсталости.

Иначе им не избавиться от эксплуатации их империалистическими передовыми, развитыми капстранами. В то же время, если отсутствует экономическая помощь со стороны других, ранее образовавшихся социалистических стран, то для ускорения своего развития и создания материальных условий для социалистических производственных отношений отсталые страны должны сохранять или вводить заново и развивать в течение необходимого времени частно-капиталистический сектор экономики, наряду с развитием государственного социалистического сектора.

Контроль со стороны пролетарского государства позволяет свести к минимуму социальные недостатки капиталистического производства избежать их невозможно.

Одновременно, планомерное развитие государственного сектора и общее централизованное регулирование и управление экономикой создают возможности очень быстрого экономического роста, какой невозможен в слаборазвитой стране ни при капиталистическом строе, ни при отсутствии капиталистического сектора в пролетарском государстве и помощи других социалистических стран.

Следовательно, после свершения социалистической революции в экономически отсталой стране случай, не рассматривавшийся основоположниками марксизма неизбежен достаточно длительный период, в течение которого, наряду с развитием обобществленного производства, сохраняется и развивается частно-капиталистическое производство как промышленное, так и сельскохозяйственное. Наряду с экономическим подъемом, в этот период необходимо решить ряд социальных проблем для обеспечения социалистических производственных отношений.

Требуется повышение образовательного и культурного уровня, а также материального благосостояния трудящихся.

СОЦИАЛИЗМ это что такое СОЦИАЛИЗМ: определение — Политика.НЭС

Одновременно, должна осуществляться воспитательская и просветительская деятельность по выработке соответствующего мировоззрения трудящихся по их отношению к труду, общественной собственности, к своим потребностям, правам и обязанностям. Необходимы также организация и совершенствование планового управления экономикой, политической системы народовластия, законодательства и др. С одной стороны, это означает создание такой системы образования и трудоустройства трудящихся, чтобы каждый мог работать в соответствии со своими способностями.

Очевидно, что решение всех этих проблем и создание указанных условий потребует в отсталой стране очень длительного времени. В КНР такой период может закончиться примерно к середине XXI века, то есть займет примерно столетие. Длительность этого периода, естественно, сократится, если появится возможность оказания помощи от других социалистических стран. В целом же, можно представить, сколько времени потребуется экономически отсталым странам для создания производительных сил, при которых станут возможными социалистические производственные отношения.

В том числе, обобществлены все средства производства, то есть отсутствуют частнособственнический сектор экономики и предприятия коллективной собственности. Соответственно, прекратилось разделение общества на классы.

Построение же коммунизма в одной или группе стран представляется невозможным. В условиях капиталистического окружения расходы на оборону, необходимость службы в армии, сохранение государства и т. Кроме того, ограниченность ресурсов планеты и ее восстановительных способностей потребуют регулирования производства в глобальном масштабе. Поэтому, переход от социализма к коммунизму должен будет осуществляться согласованно и одновременно во всех странах мира со взаимной помощью более развитых стран менее развитым и планомерным использованием природных ресурсов Земли.

Построение социализма в отдельных странах или группе стран следует признать возможным. Такой процесс начинался после Второй Мировой войны, но был прерван в е. При этом социалистические преобразования в них произойдут очень быстро, ввиду высокого уровня развития экономики.

Таким образом, социалистический строй социалистический способ производства, социалистическая экономика , сформировавшись в одной стране или группе стран, должен распространиться затем по всей нашей планете, прежде чем может начаться переход к коммунизму.

Естественно, это займет очень длительное время, исчисляемое многими десятилетиями или даже веками. В связи с этим, мы решаемся выделить социализм в отдельную общественно-экономическую формацию , наряду с капитализмом и коммунизмом. Теперь же, на основе анализа опыта и ошибок СССР можно создать более полное представление об экономике социализма, ее принципиальных особенностях и сложности. Основные результаты анализа социалистического способа производства , проведенного автором, кратко состоят в следующем.

Необходимость количественной оценки и соизмерения различных видов труда, составляет одну из главных особенностей и, одновременно, трудностей управления социалистическим производством, так как объективных методов такой оценки не существует, здесь неизбежен элемент субъективизма.

В СССР сложилась определенная структура организаций и методология оценки и оплаты труда, которая требовала дальнейшего постоянного совершенствования. Для количественного измерения сложного труда требуются какие-то единицы, отличные от часов рабочего времени.

Главные принципы социализма. Принципы социализма в 19 веке

Наиболее естественным средством такого измерения могут служить деньги, вследствие чего при социализме сохраняется денежное обращение в отличие от коммунизма.

Деньги нужны, в первую очередь, для количественной оценки сложного труда. Исходя из этого, вытекают и остальные их функции. Иными словами, заработная плата должна быть равна в денежном эквиваленте труду, выполненному работником при условии, что этот труд полезен обществу.

Коль скоро создана система количественной оценки труда разных профессий, квалификации и должностей, о которой шла речь выше в п. Это положение утверждение чрезвычайно важно для построения теории экономики социализма. Оно представляется достаточно естественным и очевидным. Фактически оно признавалось и предполагалось действующим в СССР, но почему-то не считалось основополагающим для теории.

По нашему же мнению, это положение является основой для оценки затрат труда, формирования цен и планирования производства при социализме. При капитализме стоимость товара есть затраты общественно необходимого труда на его производство, то есть стоимость определяется затратами труда. При социализме появляется необходимость и должна быть создана возможность непосредственной оценки измерения труда. О непосредственном измерении труда при социализме и коммунизме неоднократно писали К.

Этот всеобщий экономический закон действует при всех общественно-экономических формациях. Однако, в капиталистическом производстве он находится в подчиненном положении у закона максимизации прибыли, поэтому может нарушаться. Аналогично он не соблюдался в СССР при введении хозрасчета предприятий с его стремлением к максимальной прибыли.

При социализме этот закон становится основным. Производственные планы всех уровней должны быть оптимальными в свете этого закона. Максимальное удовлетворение потребностей, считавшееся в СССР основным экономическим законом социализма, является фактически главной целью социалистического производства, общественным заказом или социальной установкой для производства, но не законом. Затраты труда должны минимизироваться, естественно, при некотором заданном объеме и ассортименте производимой продукции и определенных ограничениях на располагаемые ресурсы.

Возможность планирования создает преимущества над стихийным рыночным производством. В том или другом виде, теми или иными методами планирование осуществляется фактически всегда в рамках наличной собственности. Капиталистические фирмы, компании, корпорации планируют свое производство, притом все более совершенно. В ХХ веке появились специальные математические теории и методы, предназначаемые для планирования: Особенность социализма — обобществление всех средств производства, что приводит к необходимости планирования народного хозяйства в масштабах всей страны.

Было широко распространено представление, что планирование всего производства, вплоть до отдельных предприятий, должно осуществляться централизованно из одного единого центра. Трудности такого планирования при большой и сложной экономике очевидны, поэтому высказывались мнения о неосуществимости централизованного планирования. Действительно, управлять из одного центра сложной экономикой, какой она стала в СССР в е — е годы, было практически невозможно.

Представляются необходимыми, как минимум, три уровня: Тогда централизованное планирование, заменяющее стихийный капиталистический рынок, должно осуществляться лишь на самом верхнем уровне страны в целом.

Планирование же на уровнях объединений и отдельных предприятий будет во многом аналогичным планированию в частных капиталистических корпорациях и компаниях. Планирование на верхнем уровне в виде заданий по производству и развитию объединений второго уровня может осуществляться в укрупненной номенклатуре продукции и плановых показателей, число которых, как и число объединений, обозримо. Такое централизованное планирование вполне возможно при современном уровне развития вычислительной техники и информационных технологий.

Дальнейшее планирование на уровнях объединений и предприятий совершается уже децентрализованно, но с учетом заданий, полученных от верхнего уровня. Организация совнархозов в СССР в е годы представляла собой попытку назревшего совершенствования структуры управления экономикой.

Попытка оказалась неудачной, вследствие недостаточной теоретической ее проработанности. Следовало не переходить с отраслевого на территориальное управление, а создать территориальные объединения предприятий, сохранив отраслевые министерства горизонтально-интегрированные объединения предприятий , и использовать опыт передовых капстран по формированию вертикально-интегрированных объединений корпораций , специализирующихся на производстве важнейших конечных видов продукции автомобилей, самолетов, кораблей, электронной техники и т.

Уже сейчас совокупное развитие производительных сил стран мира достигло уровня, угрожающего существованию жизни на нашей планете.

Необходим широкий комплекс мер по сохранению и восстановлению природной среды: Требуются также разумные ограничения потребностей и изменения образа жизни людей. В плановой социалистической экономике реализовать такие меры и ограничения представляется возможным, в то время как при сохранении капиталистического строя человечество неминуемо погубит среду своего обитания.

Цены продуктов необходимы, с одной стороны, для правильного планирования и оценки эффективности производства, а с другой, — для распределения предметов потребления членам общества. В отличие от капиталистического производства, где цены формируются на рынках товаров, в плановой экономике цены должны устанавливаться централизованно на соответствующих уровнях управления по единым общегосударственным методикам.

По опыту СССР требуются две системы цен:. Эта сеть используется подразделениями по ценообразованию комитетами, отделами при органах управления верхнего центрального и последующих уровней управления;. Номенклатура продукции, на которую устанавливает цены тот или иной орган управления, увязывается с номенклатурой планируемой им продукции. При этом цены на продукцию отдельных предприятий устанавливаются подразделениями по ценообразованию производственных или территориальных объединений, в которые входят эти предприятия, а иногда даже органами управления высшего уровня.

Цены на централизованно планируемую продукцию объединений устанавливаются, естественно, государственным комитетом по ценам. Последний разрабатывает и утверждает также общегосударственные методики и инструкции по ценообразованию, обязательные для подразделений органов управления всех уровней. Они могли совершенствоваться по мере дальнейшей разработки экономической теории и адаптации к изменениям структуры усложняющейся экономики. С учетом главных экономических законов социализма для этого должны использоваться два основных критерия:.

Могут вводиться также дополнительные критерии в зависимости от особенностей конкретных производств и видов продукции. В СССР аналогами второго критерия являлись снижение себестоимости продукции или повышение производительности труда. Выдерживать ассортимент и, особенно, качество продукции предприятиям было невыгодно. Ради повышения цен своей продукции всячески обосновывалось и происходило увеличение себестоимости вместо ее снижения.

Нарушался плановый ассортимент и снижалось качество продукции. Руководители обобществленных предприятий и их трудовые коллективы не имели страха риска банкротства и потери собственности, который преследует капиталистических собственников и заставляет их снижать издержки, модернизировать производство и т. Рост зарплаты начал опережать повышение производительности труда.

Для материального поощрения коллективов и работников предприятий и объединений за успешную производственную деятельность, по нашим представлениям, целесообразно создание специального бюджетного Фонда материального поощрения. Распределение средств Фонда между объединениями, а затем между предприятиями и отдельными работниками осуществляется по результатам их деятельности за очередной прошедший период на основе двух указанных критериев.

Для этого, естественно, должны быть разработаны соответствующие общегосударственные методические указания и инструкции. Предприятия и их объединения должны иметь финансовые средства для повышения эффективности модернизации производства. Естественным источником таких средств являются амортизационные отчисления. По логике экономического развития промышленные предприятия с их инфраструктурой, жилищным фондом и т. Ликвидация предприятий представляет исключительный случай. В процессе своего функционирования предприятия должны, конечно, обновлять оборудование, переходить на более прогрессивные технологии, совершенствовать выпускаемую продукцию и др.

Увеличение объемов производства или освоение новой продукции путем модернизации действующих предприятий обходится, как правило, дешевле, чем строительство новых предприятий. Поэтому, амортизационные отчисления целесообразно оставлять в распоряжении предприятий и их объединений для финансирования модернизации производства, реализации достижений НТП и т.

Указанные выше критерии оценки эффективности будут стимулировать их к этому. К сожалению, в СССР практиковалось перечисление амортизационных отчислений за вычетом расходов на капитальные ремонты в государственный бюджет. Главным из них является постоянная недостаточность текущего состояния экономической базы для удовлетворения непрерывно возрастающих потребностей общества.

Его разрешение возможно путем ускоренного развития экономики опережающего рост потребностей , что определяет главную цель социалистического производства и является, по сути, движущей силой его развития. В принципе, данное противоречие разрешимо, в отличие от неразрешимого противоречия между трудом и капиталом в капиталистическом производстве. Имеются также противоречия или различия между городом и деревней и между физическим и умственным трудом.

Пути их разрешения достаточно хорошо известны, и мы не будем на этом останавливаться. Руководители разных рангов объективно необходимы для управления производством, а также и государством пока оно не отомрет. И это противоречие требует специального внимания и мер по его разрешению, так как руководители, обладая властными полномочиями, потенциально могут и злоупотреблять ими в корыстных целях.

Четкого выделения этого противоречия нам не встречалось в трудах классиков марксизма, однако в последних работах В. Ленина [4,5] имеются указания на необходимость тщательного подбора и подготовки руководящих кадров и расширения участия рабочих и крестьян в контроле за работой руководящих органов.

Социализм как политическая идеология

Он отмечал, что организация такого контроля дело исключительно трудное, но без этого Советская власть неминуемо осуждена на гибель. Ленин предлагал меры по разрешению данного противоречия, которые должны быть организационно-политическими и охватывать как внутрипартийную деятельность ВКП б , так и деятельность государственных и хозяйственных органов.

К сожалению, после смерти В. Единство советского народа было нарушено, что способствовало гибели СССР. Необходимы специальные всесторонние исследования по путям и конкретным мерам преодоления данного противоречия.

После ликвидации частной собственности на средства производства у государства отпадает функция подавления и ограничения эксплуататорских классов. Основными функциями государства становятся: Первая из них защита от агрессии достаточно ясна и не требует комментариев. Третья функция по управлению социалистической экономикой была уже охарактеризована выше. Остановимся, поэтому, лишь на второй функции. Маркс [6] и В. Ленин [7] считали главной причиной сохранения государства при социализме.

Конкретные меры по реализации социалистического принципа многогранны и сложны. С одной стороны, государство должно создать систему образования и трудоустройства, обеспечивающую работу трудящихся в соответствии с их способностями наклонностями, желаниями. Эта система должна быть подкреплена законодательством, определяющим права членов общества на образование и трудоустройство включая смену профессий и их обязанности к труду.

Одновременно, государство должно проводить целенаправленную воспитательную работу по формированию у членов общества социалистического мировоззрения в части отношения к труду, общественной собственности и своим потребностям, а также принципов коллективизма, патриотизма, интернационализма и др.

Нетрудно убедиться, насколько сложны эти задачи государства по реализации основного принципа социализма как в теоретико-методическом, так и в практическом аспектах. В СССР они решались постепенно и с разной степенью успеха. В наибольшей мере удалось решить проблемы образования и трудоустройства. До середины х годов значительные продвижения были в области формирования социалистического мировоззрения, но затем этот процесс был нарушен очернением деятельности И.

Определенные достижения были в создании методологии и структуры органов по труду его оценки и оплаты , которые нуждаются в постоянном совершенствовании и могли бы совершенствоваться и дальше. В наименьшей степени получила развитие сфера производства и распределения предметов личного потребления. Хотя ограничение доли потребления в национальном доходе было неизбежным за все время существования СССР, ввиду ускоренного строительства накопления и больших расходов на оборону, однако, производству и разнообразию предметов потребления, по нашему мнению, уделялось явно недостаточное внимание, особенно в последние десятилетия, когда производственная база стала уже весьма мощной и позволяла это сделать.

При социализме после прекращения разделения общества на классы должны произойти изменения общего устройства государства и политического режима в стране. Основным государственным органом могут остаться, по-видимому, Советы. Ввиду отсутствия классов и наличия единой для подавляющего большинства трудящихся цели строительство социализма с переходом к коммунизму , вполне естественно существование только одной партии, выражающей общие интересы трудящихся.

Деятельность Советов, Компартии и хозяйственных органов должна строиться в соответствии с принципом демократического централизма, который позволяет сочетать автономность и инициативность нижестоящих местных уровней с реализацией общих центральных целей и интересов. Взаимоотношения же Советов, партийных и хозяйственных органов должны стать иными, чем при диктатуре пролетариата.

В СССР в х и последующих годах проводились определенные политические преобразования, включая изменения Конституции, однако, как показал реальный ход событий, они оказались либо недостаточными, либо даже ошибочными в отдельных своих частях.

Эта чрезвычайно важная и сложная проблема требует специальных глубоких исследований учеными — обществоведами юристами, социологами и др. Необходимо разрабатывать теорию и методологию количественной оценки различных видов труда, ценообразования, планирования производства, оценки эффективности и поощрения деятельности предприятий и их работников и многое другое. Экономические законы социализма не реализуются стихийно, их нужно познать и осознанно учитывать и использовать.

При этом будут, конечно, учитываться конкретные природно-климатические, экономические и другие условия и традиции той или иной страны. В других странах и в современной России социально-экономические условия иные, однако автор надеется, что главные положения экономической теории социализма, приведенные выше, будут применимы или полезны для всех стран, вставших на путь строительства социализма.

Анализ экономических и социально-политических преобразований в СССР позволил выявить основные причины неудачи строительства социализма. Если бы любая из них отсутствовала, то СССР продолжил бы свое развитие. Великая Отечественная война гг. Не будь войны, экономика СССР достигла бы к г. Устранить данную причину — войну с нацизмом — у СССР не было, конечно, возможности. Однако, война была выиграна, то есть сама по себе эта причина не привела к гибели СССР. Вместе с тем, ее влияние несомненно — не будь этой войны, СССР не распался бы в начале х годов.

США и другими странами, образовавшими военный блок НАТО. Серьезность этой причины, ее опасность и последствия достаточно очевидны. Однако, капиталистическое окружение существовало с самого начала, и СССР ему противостоял. После Второй Мировой войны международное положение СССР улучшилось — появились другие социалистические страны, включая миллиардный Китай. Был создан ракетно-ядерный щит, гарантирующий военную безопасность страны.

С другой стороны, совершенно очевидно, что поражение социализма в СССР не случилось бы, если представить себе на минуту отсутствие капиталистического окружения. Следовательно, это была неустранимая, но не единственная причина. Недостаточная разработанность политической экономии социализма , выразившаяся в ошибочном внедрении хозрасчета предприятий, основанного на максимизации прибыли.

Были утрачены преимущества планового хозяйства, падали темпы его развития, начало увеличиваться отставание от передовых капстран. Расширение и углубление хозрасчета явились одной из причин поражения социализма в СССР.

Однако этого бы не произошло, если бы не было одновременно других причин. Со временем ошибка была бы осознана и исправлена. Это противоречие охватывает не только сферу непосредственного производства, но относится также к руководителям государственных и, особенно, партийных органов. Фактически указывались меры по разрешению данного противоречия. Вопрос о подборе руководителей и контроле за их деятельностью возник с первых дней Советской власти.

Ему уделял большое внимание В. В е годы он обострился снова, ввиду существенных изменений социально-экономических условий в стране и требований к руководителям, из которых начал формироваться некоторый привилегированный слой. В результате, к началу войны и во время войны был сформирован во многом уникальный корпус квалифицированных, энергичных и добросовестных руководителей всех уровней.

Можно ли было разрешить данное противоречие, вылившееся в одну из причин поражения социализма в СССР? По нашему мнению, можно, хотя и трудно, если бы чрезвычайная важность этого противоречия была осознана и задача его преодоления была поставлена. Вряд ли кто-нибудь будет утверждать, что строительство социализма невозможно вообще, лишь из-за того, что при социализме необходимы руководители производства, государственных и партийных органов.

Данная четвертая причина, сама по себе не привела б даже при наличии остальных трех причин. Совершенно нельзя представить, что события, подобные м годам, могли произойти при составе корпуса руководителей всех уровней, который был в е годы. При отсутствии любой из трех других причин она была бы со временем осознана и устранена. Две первые из них были неустранимыми. Третья причина представляла явную экономическую ошибку. Четвертая же причина имеет социально-политическую природу, она связана с переходом от диктатуры пролетариата к гармоничной социалистической демократии, который не был теоретически проработан.

Его исследование требует особого внимания ученых-обществоведов. В нашем представлении, политэкономия социализма, как и вообще теория социалистической экономики, находится в стадии формирования. Разработка экономической теории в странах, ставших на путь строительства социализма, шла по мере накопления практического опыта, притом с учетом условий и особенностей конкретной страны. Следует ожидать значительного разнообразия теорий, выработанных на основе опыта разных стран.

Однако, будут и определенные общие положения экономики социализма, которые наиболее важны и интересны. Модель экономики, представленная выше, соответствует условиям СССР конкретной страны , сложившимся в е — е годы. Для других стран и для современных условий XXI века в эту модель потребуется, конечно, внести, какие-то изменения и дополнения.

Вместе с тем, мы решаемся указать ряд положений и проблем, которые имеют достаточно общий характер и заслуживают особого внимания при дальнейших исследованиях. Очерки политической экономии социализма. Экономические проблемы социализма в СССР. Как нам реорганизовать Рабкрин. Лучше меньше, да лучше. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. Очередная формация побеждает предыдущую более высокой производительностью общественного труда эффективностью производства на основе развития ПС.

Почему не догнал - разговор отдельный. Сколько можно писать ЧУШЬ?! Ты вообще сколько классов закончил? Дураки обычно очень высокого мнения о себе! Это главное отличие ДУРАКА! Поражения социализма в СССР и странах - членах СЭВ не было. По причине очень простой - в них не было социализма. Поражение потерпел государственный капитализм, имевший место в СССР и странах - членах СЭВ вместо социализма. Ты КАК определяешь СОЦИАЛИЗМ? Тебе даже отвечать не хочется. Дураку разъяснять, что об стену горохом бить!

Согласна с четырьмя пунктами, по которым социализм в СССР отступил, хотя борьба продолжается. Два последние пункта наиважнейшие. Подменили социалистический лозунг "оплата по труду". А технологических наработок было очень много. Все они появились в на Западе, создавая иллюзию, что СССР отстал, а вот Запад передовой.

Хотя всё было наоборот. Например, в Ленинграде был создан завод по выпуску роботов. Техник следил только за машинами. Также в СССР был разработан ИНТЕРНЕТ, по которому у нас на Казицкого, создаваемые нами, инженерами, чертежи эл. Такого ещё и сейчас на Западе нет.

Например, на заводе Бош в Германии и в США задействован везде ТОЛЬКО ручной труд. Хочу также добавить по-поводу свершения революций. Например, в России произошла революция во время Первой Мировой и т. Ленин и писал, если капиталистическое правительство даст оружие пролетариату и пошлёт на войну, то пролетариат ДОЛЖЕН повернуть это оружие ПРОТИВ капиталистов.

Коммунисты должны им в этом помочь. Ваш e-mail не будет опубликован. Главная О проекте Новости Актуально Контакты. Православие и социализм в XXI веке РЕЛИГИЯ ДЕНЕГ или лекарство от рыночной экономики СОЦИАЛИЗМ И КОММУНИЗМ В РОССИИ: АНАЛИЗ ОПЫТА СССР И КИТАЯ. По опыту СССР требуются две системы цен: С учетом главных экономических законов социализма для этого должны использоваться два основных критерия: Причины поражения социализма в СССР Анализ экономических и социально-политических преобразований в СССР позволил выявить основные причины неудачи строительства социализма.

Заключение В нашем представлении, политэкономия социализма, как и вообще теория социалистической экономики, находится в стадии формирования. Проблемы социалистического государства, демократии и законодательства: Беляев, доктор технических наук, г. Последние статьи этой рубрики: СОВЕТСКИЙ СТРОЙ И ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ С.

Сттепан 11 июл Ирина 21 апр Аркадий Голицын 26 авг Авторам Контакты О проекте Обсуждаем О сайте.

Смотрите также:


Коментарии:
  • Желание "иметь" - это главная ошибка современного мировоззрения, сосредоточенного на том, чтобы спрятать, укрыть человека от вызова бытия, создать ему мирок премудрого пескаря, не живущего, а существующего. Правительство, как и при феодализме, через вертикальные связи пополняет казну средством налогов. Главная Экономические понятия Интересные факты История экономики Экономика в лицах Истории компаний Статьи Словарь терминов Карта сайта Обратная связь.

Интересное